В этой статье мы разберем две задачи из Задания С1 для подготовки к ЕГЭ по математике.
Я хочу рассказать вам о двух своих ошибках, которые я сделала при решении несложных тригонометрических уравнений. Ошибки весьма поучительны.
Первое задание:
а) Решите уравнение:
б) Найдите все корни на промежутке []
При решении уравнения я попыталась представить тангенс суммы двух углов по формуле
То есть у меня получилось:
И - внимание! - я потеряла корень. Смотрите внимательно: после этого преобразования я получила отдельно стоящий . Но не определен при . А в исходном уравнении вполне мог быть равен .
То есть выполняя это невинное преобразование, я сузила ОДЗ. Но узнала я об этом, только когда посмотрела ответ. Но на ЕГЭ ответов нет, поэтому выполняя преобразование нужно следить за тем, что происходит с областью допустимых значений.
Итак, мы идем другим путем.
Запишем и через и :
Используем формулы синуса и косинуса суммы:
Разделим числитель и знаменатель дроби в левой части уравнения на :
Приведем левую часть уравнения к общему знаменателю:
Перенесем все влево:
Вынесем за скобку общий множитель:
Приведем выражение в скобках к общему знаменателю:
Знаменатель дроби не равен нулю, то есть
и
Произведение двух множителей равно нулю, если хотя бы один из них равен нулю:
или
1.
- вот он, потерянный корень!
2.
Раскроем скобки, приведем подобные члены:
Итак, мы получили два решения:
б) Найдем корни, принадлежащие промежутку []:
На рисунке красными точками обозначены решения уравнения;
синей дугой обозначен промежуток, которому принадлежат корни;
угловая величина сиреневой дуги равна .
Двигаясь из точки , мы встречаем на пути , , - это и есть корни уравнения, принадлежащие промежутку []. Мы видим, что корень не принадлежит заданному промежутку.
Ответ: а) ;
б) , ,
И второе задание:
а) Решите уравнение:
б) Найдите корни уравнения, принадлежащие промежутку
[]
Засада в этом уравнении такая: когда мы ищем ОДЗ, то записываем
и . Будет ошибкой записать ОДЗ: ,
Нельзя забывать, что не определен при , то есть в конечном итоге мы получаем такую ОДЗ: :
Собственно, больше никаких сложностей в этом уравнении нет.
Умножим обе части на :
Отсюда
или
И вот в этом месте важно не пропустить, что корень уравнения - посторонний корень, так как не входит в ОДЗ исходного уравнения!
Но у нас еще есть корни уравнения :
или
Осталось выбрать корни, принадлежащие промежутку []
На рисунке красными точками на зеленой окружности обозначены решения уравнения;
красной дугой обозначен промежуток, которому принадлежат корни;
угловая величина сиреневой дуги равна .
Двигаясь из точки , мы встречаем на пути - это и есть корень уравнения, принадлежащий промежутку .
Ответ: а) или
б)
это, я думаю описка, сosx не равно 0. «Где знаменатель дроби не равен 0» нужно sinx не равен 0.(пример1)
Конечно, спасибо.
Да, тоже заметил.
мда……… такую *опу я не решу..((
У меня вопрос. Если sinx=-1/2, то получится x1=-П/6+2Пn; x2=7П/6+2Пn ?
Лучше второй корень записать как -5П/6+2Пn, а так да.
Как как так получилось -5П/6+2Пn? Мы же вроде находим корень x2=П-arcsina+2Пn? У меня и получилось П-(-П/6)+2Пn
Точка-то одна и та же. Согласна с вашей записью.
почему cosx=0 если знаменатель cosx-sinx и sinx не равны нулю. cosx не равен sinx. тогда и косинус не равен 0?
В чем противоречие?
тогда cosx=0 не входит в ОДЗ и {pi}/2, {3{pi}}/2 не будут являться корнями
В этом случае cosx-sinx и sinx не равны нулю. Эти корни удовлетворяют ОДЗ
cosx-sinx не равен нулю, отсюда cosx не равен sinx. так как sinx не равен нулю, то cosx не равен нулю. не пойму где я ошибаюсь
cosx не равен sinx и sinx не равен нулю. Отсюда не следует, что cosx не равен нулю.