Сайт репетитора по математике Фельдман Инны Владимировны. Профессиональные услуги репетитора по математике в Москве. Подготовка к ГИА и ЕГЭ, помощь отстающим.

«Табель о рангах», или почему наши дети ничему не учатся

Табель о рангах - история репетитора

Табель о рангах - рассмотрим отношения педагога и ученика. Некоторое время назад моя подруга Татьяна, репетитор по математике, готовила к сдаче ЕГЭ ученика одиннадцатого класса. Назовем его Александр. Татьяна талантливый педагог, с Сашей у нее сложились замечательные отношения. Ей было странно слышать от Сашиных учителей возмущенные рассказы о наглом, вызывающем поведении Саши на уроках. На дополнительных занятиях он признавался Татьяне, что понимает, что зря тратит на уроках время, "пинает балду" вместо того, чтобы учиться, но ничего не может с собой поделать. Имидж отвязного подростка, ставящего себя выше общепринятых правил оказался сильнее разумных побуждений.

Несмотря на то, что на дополнительные занятия Саша ходил с удовольствием и его уровень знания математики вроде бы повышался, школьные оценки оставались на уровне "три пишем, два в уме".

За два месяца до окончания учебного года Саша внезапно прекратил занятия с Татьяной, и через некоторое время она узнала, что он занимается с ее коллегой, Александром Тимофеевичем. Александр Тимофеевич — мужчина с твердым характером, властный и независимый — редкий персонаж в среде школьных педагогов, личность несомненно харизматическая. Когда Саша договаривался с ним о занятиях, он откровенно сказал, что его нужно заставлять. Следует отметить, что Сашины занятия с Александром Тимофеевичем оказались несравненно более плодотворными, чем с Татьяной, при том, что уровень квалификации как педагогов у них практически одинаковый.

Эта история совпала с моим изучением этологии поведения человека, и в этом контексте оказалась вполне закономерной.

Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, давайте рассмотрим человека как существо, объединяющее в себе два начала: природное и социальное.

Человек — существо социальное, он живет в социуме, в определенной культурной среде, правила жизни в которой определяются гласными нормами: это уголовный и гражданский кодекс, устав школы или предприятия, правила дорожного движения, и негласными соглашениями, принятыми в конкретном сообществе. Семья и школа учит ребенка адаптироваться в социуме, то есть выполнять принятые в социуме соглашения.

С другой стороны человек относится к биологическому виду Homo sapiens (человек разумный), отряду приматов, классу млекопитающих. И поэтому для него справедливы те же законы, которые определяют поведение его "братьев меньших", т.е инстинктивные основы поведения людей как биологического вида.

Соотношение биологического и социального в человеке можно представить в виде шкалы, левая крайняя точка которой соответствует полному подчинению инстинктам, а правая — полному контролю разума. Каждый из нас в разное время находится ближе к левой, или правой точке этой шкалы. Взаимодействие биологического и социального в человеке очень непросто. Известный этолог Конрад Лоренц, лауреат Нобелевской премии пишет:"Структура взаимодействий инстинктивных и социально-обусловленных способов поведения, составляющих общественную жизнь человека, несомненно является сложнейшей системой, какую мы только знаем на Земле."

Табель о рангах - правила

Соблюдение правил социальной жизни гарантирует человеку принадлежность к сообществу: это может быть семья, класс, подростковая компания. Однако социальная жизнь подчиняется не только внешне регламентируемым правилам. Инстинктивная составляющая психики человека формировалась миллионы лет эволюции, она образует гораздо более мощный пласт, чем культурный слой (мораль, религия и право), образованный в исторический период. Наиболее сильно ее воздействие в детском и подростковом периоде, когда человек еще не столь социально обусловлен, как во взрослом возрасте и более спонтанен. Так вот, оказывается, что организация высших общественных животных имеет определенную структуру. Не все особи равны между собой. У всех общественных животных есть определенная пирамида, на вершине которой находятся высокоранговые особи — их называют альфа. Особей ниже рангом обозначают следующими буквами греческого алфавита: бета, гамма... омега. Иерархическое поведение начинает проявляться с первых дней жизни: всем известно, что в любом помете всегда находится щенок, который первым занимает место около миски и отгоняет остальных, пока не наестся сам. Обычно альфа с упорством занимаются внутригрупповой борьбой и всегда отстаивают свои позиции. Иерархическая структура имеет важное значение для сохранения вида, поскольку она тормозит внутривидовую агрессию: каждый из совместно живущих знает, кто сильнее его, и кто слабее, кому при встрече он должен уступить, и кто должен уступить ему. Каждый член сообщества стремится повысить свой ранг, и в первую очередь это относится к самцам. ( В животном мире ранг тесно связан с количеством спариваний — в большинстве случаев именно от высокоранговых самцов самки хотят завести потомство. Отсюда брачные бои и поединки между самцами. В живой природе у самцов всегда есть возможность отстоять свою ранговую позицию.)

А вот факт, который может быть интересен для преподавателей. Оказывается, в животном мире особи обучаются только только у тех, кто выше их по рангу. (Конрад Лоренц. "Агрессия. Так называемое зло"). В одной статье, в качестве скрытого упрека высокоранговым особям, я прочитала, что низкоранговые особи гораздо более обучаемы, чем высокоранговые. Но это и естественно: пирамида сужается кверху, и чем выше ранг особи, тем у меньшего количества других особей она может обучиться. С точки зрения обучения в наилучшем положении оказываются те, кто находится внизу иерархической пирамиды.

Скорее всего, ранговый потенциал является врожденным и определяется главным образом внутренней уверенностью в своем праве быть выше всех. Могу предположить, что агрессивное, вызывающее поведение подростков является инстинктивной борьбой за свой статус. Только отстаивают они его методами, социально не одобряемыми.

Табель о рангах - ранговое превосходство

Очень интересен взгляд на эту проблему Конрада Лоренца. В своей работе "Восемь смертных грехов цивилизованного человечества" он пишет:

" За исключением крестьянской и ремесленной среды, мальчик в наши дни почти не видит отца за работой, и еще реже приходится ему помогать в этой работе, ощущая при этом впечатляющее превосходство взрослого мужчины. Далее, в современной малой семье отсутствует ранговая структура, при которой в первоначальных условиях "старик" мог внушать уважение. Пятилетний мальчик, конечно, не в состоянии непосредственно оценить превосходство своего сорокалетнего отца, но ему импонирует сила десятилетнего брата, он понимает почтение, оказываемое этим братом старшему, пятнадцатилетнему, и эмоционально приходит к правильным выводам, видя, как уважает отца этот старший сын, уже достаточно умный, чтобы признавать его духовное превосходство.

Признание рангового превосходства не препятствует любви. Каждый может припомнить, что в детстве он любил людей, на которых смотрел снизу вверх и которым безусловно повиновался, не меньше, а больше, чем равных или низших по рангу. Я до сих пор уверен, что к моему рано умершему другу Эммануэлю Ларошу, который, будучи на четыре года старше меня, осуществлял в качестве бесспорного главаря справедливую, но строгую власть в нашей дикой шайке ребят возрастом от десяти до шестнадцати лет, я не просто испытывал уважение и старался заслужить его признание смелыми поступками, но, как я и сейчас столь же ясно помню, я его любил. Чувство это было, несомненно, того же свойства, как те, какие я испытывал впоследствии к некоторым весьма почитаемым старшим друзьям и учителям. Одно из величайших преступлений псевдодемократической доктрины состоит в том, что она изображает естественный ранговый порядок между двумя людьми как фрустрирующее препятствие для любых теплых чувств: без рангового порядка не может существовать даже самая естественная форма человеческой любви, соединяющая в нормальных условиях членов семьи; в результате воспитания по пресловутому принципу "non-frustration" тысячи детей были превращены в несчастных невротиков.

Как я уже объяснил в упомянутых работах, в группе без рангового порядка ребенок оказывается в крайне неестественном положении. Поскольку он не может подавить свое собственное, инстинктивно запрограммированное стремление к высокому рангу и, разумеется, тиранит не оказывающих сопротивления родителей, ему навязывается роль лидера группы, в которой ему очень плохо. Без поддержки сильного "начальника" он чувствует себя беззащитным перед внешним миром, всегда враждебным, потому что "не фрустрированных" детей нигде не любят. И когда он в понятном раздражении пытается бросить родителям вызов и "просит ремня", как это прекрасно говорится на баварско- австрийском диалекте, он, вместо инстинктивно ожидаемой им обратной агрессии на которую подсознательно надеется, наталкивается на резиновую стену спокойных, псевдорассудительных фраз.

Но человек никогда не отождествляет себя с порабощенным и слабым; никто не позволит такому наставнику предписывать себе нормы поведения, и уж конечно никто не признает за культурные ценности то, что он почитает. Усвоить культурную традицию другого человека можно лишь тогда, когда любишь его до глубины души и при этом ощущаешь его превосходство. "

Что же делать родителям и педагогам, когда ребенок вступает с ними в схватку, отстаивая свой статус. Когда речь идет об инстинктивных, неосознаваемых мотивах поведения разумные уговоры, призывы вести себя "как все", наказания достаточно бессмысленны. Все эти методы воздействуют на сознание, а здесь действует гораздо более глубокие пласты психики. Ведь чаще всего ребенок сам прекрасно знает как надо.

Табель о рангах - история психотерепевта

Интересна и поучительна история, которую описывает знаменитый психотерапевт Милтон Эриксон в своей книге "Стратегия психотерапии". К нему за помощью обратилась молодая женщина 27 лет, мать троих детей: двух девочек в возрасте 6 и 9 лет и сына Джо в возрасте восьми лет. Она два года назад развелась с мужем, и теперь столкнулась с серьезными затруднениями в отношении своего сына. Мальчик совершенно перестал ее слушаться и каждый день находил все новые способы не подчиняться ей. Эриксон объяснил мальчику, что он уже большой и умный, и только сам может изменить свое поведение, а мать может в этом ему помочь. Затем психотерапевт в отсутствие мальчика объяснил матери, насколько для ребенка необходимо чувствовать, что в его окружении есть кто-то сильнее, чем он, и своим поведением мальчик показывает, что мир настолько ненадежен, что единственной сильной личностью в нем является только он — маленький восьмилетний мальчик. Затем Эриксон дал матери необычную инструкцию, как вести себя с сыном следующие два дня. Когда на следующий день Джо принялся, как обычно, скандалить, мать в ответ лишь спокойно улыбнулась, подхватила его на руки, быстро положила на пол животом вниз и всем своим весом уселась к нему на спину со словами, что ей надо подумать над тем как ей изменить его поведение. Неравная борьба продолжалась в течение пяти часов, все это время, несмотря на вспышки ярости Джо, мать, не двигаясь с места, мягко и ласково говорила ему, что она не знает, как изменить его поведение, ей надо подумать еще. В конце дня ребенок сдался, и сказал, что сделает все, что она захочет. Надо сказать, что весь этот день матери было ничуть не легче, чем Джо: она едва справлялась с охватывающим ее чувством жалости и с трудом сдерживала желание обнять и приласкать мальчика. Но она справилась, и впоследствии у нее не возникало трудностей в воспитании сына.
В примечании к этому случаю Милтон Эриксон пишет: "Когда человек знает границы, ограничения и пределы, которые определяют наше бытие, тогда он может свободно использовать все то, что у него есть в наличии."

У ребенка есть две базовые потребности: потребность в безопасности, и потребность в росте и развитии. Задача родителей обеспечить гармоничное удовлетворение этих потребностей. К сожалению, часто бывает, что одна потребность удовлетворяется за счет другой.

По мере взросления ребенка точка на шкале "развитие-безопасность" смещается в сторону развития. Ребенок учится принимать решения и нести за них ответственность. Возможно, в холодную погоду он захочет одеть легкую куртку. В случае, если действие ребенка не сопряжено с угрозой для жизни, родители могут занять совещательную позицию, в данном случае достаточно предупредить, что в легкой куртке можно простудиться. Это позиция выгодна во всех отношениях: если ребенок не простудится, значит в этой ситуации он оказался прав, а если простудится — будет помнить, что родители иногда стоит слушаться. Возможно, ребенок решит не делать домашние задания, прогуливать школу — это его выбор. Но тогда ему надо объяснить последствия этого выбора и дать понять, что родители тоже не обязаны удовлетворять все его потребности, и если он плохо выполняет СВОЮ работу, то врядли ему стоит претендовать на получение всяческих бонусов: нового велосипеда, игровой приставки или модного свитере. Заметьте, лишение велосипеда — это не наказание за плохую учебу, это лишь следствие невыполнения простого правила: чтобы что-то получить, это надо заработать.
Если ребенок считает себя достаточно взрослым, чтобы приходить позже оговоренного времени, значит он уже вполне в состоянии снять с мамы часть обязанностей по дому. Я всегда говорю своим детям, когда они начинают "качать права", что прав бывает ровно столько же, сколько и обязанностей.

И еще. Часто мы наказываем детей не за поступок, совершенный по некому злому умыслу, а за неловкость, оплошность, невнимательность: разбитую чашку, забытую тетрадку, порванные колготки, потерянный мобильник. Каждый из нас имеет право на ошибку, а ребенок тем более. И следствием ошибки должно быть не наказание, а ее исправление. Задача умного, сильного взрослого — помочь найти причину ошибки, помочь ее исправить или просто посочувствовать и поддержать в трудной ситуации. Потому что основная функция "вожака стаи" — не доказывать "кто в доме хозяин", а следить за соблюдением порядка и защищать слабых.

Это возможно только в том случае, когда родитель, учитель или воспитатель внутренне уверены в том, что их статус, по определению, выше, чем статус ребенка. По той простой причине, что ребенок зависит от взрослого и в нем нуждается, а не наоборот. Эта уверенность проявляется в любящем спокойном уважении к позиции ребенка в сочетании с твердыми требованиями выполнения системы правил. Что называется "мягко, но твердо".
Ухудшение поведения ребенка обычно говорит о том, что система правил устарела, и стоит подумать о ее изменении. Возможно, эти правила будут выработаны вместе с ребенком, но после того, как они установлены, их выполнение сомнению не подлежит. Кстати, система "штрафов" за невыполнение правил тоже может быть обсуждена совместно.

Табель о рангах - пример

Забавно, но мне показались очень "в тему" рекомендации собаководов по воспитанию собак. Для примера я взяла бордоского дога — бойцовую собаку с непростым характером.

"Бордоский дог" является легко обучающейся собакой, которая не выносит насилия над собой. При дрессировке собак необходимо учитывать социальные факторы, в значительной степени определяющие их поведение. В обучении собак этой группы необходим лишь индивидуальный подход, при котором можно непосредственно изучить характер и суметь правильно подобрать ключик. То есть в данном случае принципы массовости в обучении собак молосской группы должен быть исключен навсегда.

Он охотно исполняет команды, получая радость от движения и желания доставить радость своему хозяину. Чем более близко упражнение к естественному движению и поведению животного, тем лучше оно усваивается.

Важно проводить тренировки собаки в направлении создания у животного сильных побуждающих мотивов, т.е. воспитывать у собаки потребность совершить то или иное действие. Не надо жалеть похвалы за каждую исполненную команду. Лучше всего использовать интонации голоса, давая собаке понять когда ею довольны, а когда нет. Дрессировщики собак часто используют метод поощрения лакомством. Таким образом, все сложные упражнения, которые они требуют от собаки являются результатом стремления получить пищу.

Метод подкрепления лакомством, тем не менее, имеет недостатки, так как некоторые собаки стараются выполнить команду как бы мимоходом, лишь бы скорее получить лакомство. Это происходит потому, что действие, связанное с командой, не имеет самостоятельного значения. Значит, нужно добиваться, чтобы собака слушала вас не за лакомство, а, чтобы само действие и его результат вызывали удовлетворение собаки. В этом случае большое значение имеет ваша реакция на тот или иной поступок: активное поощрение голосом или наказание.

Воспитывая молодое животное, необходимо придерживаться строгой дисциплины, быть последовательным в требованиях, предъявляемых собаке. Баловство и попустительство приводят к образованию отрицательных привычек, с которыми нелегко бороться, поскольку бордоский дог бывает упрям.

Наказание собаки всегда должно быть заслуженным. Незаслуженное наказание вносит заметное отчуждение в отношение к вам бордоского дога. Собака чувствует себя обиженной и нелюбимой.

К ослушавшемуся бордосу нужно отнестись без истерик, но требовательно. Команд, оскорбляющих достоинство, бордоский дог постарается не выполнить или выполнит нехотя, сделав вид, что ему самому пришло в голову сделать то, о чем вы его только что настойчиво просили." petsinform.com/bordos/dresirovka/osobennost.html

Мне кажется, что комментарии излишни...

«Табель о рангах», или почему наши дети ничему не учатся

Отзывов (7)

  1. Татьяна

    Инна Владимировна, спасибо за интересную статью!!!
    Если у вас будет время, пожалуйста, напишите еще статьи для этой рубрики!!! С Наступающим Новым Годом!!!!

    • Инна

      Спасибо, Татьяна!
      Обязательно)

  2. Сергей

    Очень интересная статья. Показывает важные стороны природы человека и дает некоторый взгляд на вещи,альтернативный политкорректности и псевдодемократической жвачке, потере половой идентичности и истеричности личности.
    Человеку желательно быть психологически стойким. Если задуматься, это свойство особенно выражено у людей либо со здоровыми инстинктами, либо верующих.(сочетание не исключается). Инстинкты и духовность — два стержня человека.

  3. Сергей

    Воспитание бордоских догов напомнило воспитание аристократов,основанное на сознании того, кто кому и чем обязан, уважении традиции и достоинства, строгой дисциплине.
    Не случайно, наверно, у аристократов ценится «порода»)

  4. Инна

    Вообще-то я имела в виду совсем другое)

  5. Сергей

    Как говорят, французский экзистенциализм родился из неправильно понятой фразы Хайдеггера.Поэтому все равно интересно))
    во взаимодействии инстинктивных и социально-обусловленных способов поведения любопытно выяснить, не зависит ли структура взаимодействия от социальных уровней (слоев), где она происходит. Лоренц пишет о «простой» ремесленной среде, отмечая конструктивные моменты взаимодействия в ней. Другим полюсом является аристократия. Кто-то из французов сказал, что высшие творческие проявления человека тоже определяются инстинктами.Сейчас аристократов нет в старом смысле, но как сказал Б.М.Парамонов, художник — аристократ современности.
    Художник в широком смысле. Математик Окуньков сказал, что математика — это наука и искусство. Так что математики — тоже аристократы, в этом контексте).
    Вывод: возможно,на полюсах общества, в наиболее «простой» народной среде, связанной с традиционным укладом, и в наиболее «возвышенной» (морально возвышенной особенно) аристократической среде инстинкты, авторитет и служение (инстинкты и ценности) наиболее удачным и плодотворным образом сочетаются. Отсюда не удивляет, что именно аристократам и догам присуще высшее качество — верность.

    • Инна

      Ну я совсем не про это)!
      Я только про то, что необходимо учитывать инстинктивную составляющую. И про то, что учитель и родитель должны быть и на самом деле, и по внутреннему ощущению, на вершине иерархической лестницы для ребенка. А для этого ребенок должен иметь возможность видеть родителя в той среде, где он значим — не важно, плотник он, или художник.
      Инстинкты и служение, полагаю, сочетаются не в среде, а в человеке — насколько он в состоянии слушать голос Бога в себе, и насколько он может осознавать, чем именно продиктованы его поступки. Я не очень связываю «моральность» и «возвышенность» со средой или родом деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *