Задание 15. Решите неравенство:
Решение.
показать
Найдем ОДЗ:
, следовательно, и
То есть данное неравенство не имеет ограничений на ОДЗ.
Будем решать неравенство с помощью метода интервалов. Приравняем к нулю каждый множитель в левой части.
Сразу заметим, что это корень четой кратности, в нем не происходит смены знаков левой части неравенства.
Наносим корни на числовую ось. Неравенство нестрогое, все кружки закрашиваем.
Выясним знак на самом правом промежутке с помощью пробной точки. Пусть
Расставляем знаки, и выделяем нужные промежутки:
Нас интересуют промежутки, где меньше нуля, ИЛИ РАВЕН нулю. Не забываем записать в ответ .
Ответ: (];{};[)
И.В. Фельдман, репетитор по математике
Инна, добрый день!
Почему Вы не используете метод рационализации? Он «не засчитывается» на ЕГЭ?
Засчитывается. Но его удобно применять, если имеем дело с логарифмами с переменным основанием. Здесь не тот случай.
Инна, добрый день!
Тем не менее, метод рационализации применим и здесь.
Первая скобка даёт сразу разложение на (х-3)(х+2).
Основание логарифма 0,25 меняет знак неравенства на противоположный.
А во второй скобке получается (х^2 +2х+2-1).
И выходим на метод интервалов.
Ну да, я сразу и вышла на метод интервалов, только с подробным обоснованием.
Ирина,Здравствуйте! Подскажите,пожалуйста,а как мы перешли от множителя со знаменателем к простому уравнению?
А где у нас был знаменатель?
Уважаемая Инна, в очередной раз спасибо за подробное, скрупулёзное решение. Далее — только с пометкой «обмен опытом/дискуссия по методике». Мои ученики, например, часто ошибаются, когда применяют формулы рационализации «по памяти». Я стал использовать/рекомендовать ученикам делать краткий вывод той строчки из «таблицы рационализаций», которую приводят все. Это требует буквально пары минут, но результат в большинстве случаев — безошибочный (разумеется, громоздкие выражения заменяются на p(x), q(x) и т.п. Интересно было бы узнать Ваше мнение и мнение коллег-почитателей Вашего сайта. С Уаажением, Михаил.
Михаил, честно говоря, я против использования метода рационализации, как вы говорите, «по памяти», без осмысления. Если есть возможность не использовать метод рационализации, а, например, использовать формулу перехода к новому основанию, я предпочитаю этот путь. Все-таки, на мой взгляд, самое главное научиться в каждый момент понимать, что ты делаешь и зачем, а не ловко манипулировать большим числом формул. Подавляющее большинство формул выводятся из базовых за минуту, и их все выучивать — только засорять мозги. Но если ученик с пониманием использует формулы — флаг ему в руки. Но это мое мнение.