Область допустимых значений алгебраического выражения (сокращенно ОДЗ) - это множество значений переменной, при которых это выражение определено.
В школьном курсе алгебры есть всего пять элементарных функций, которые имеют ограниченную область определения. Вот они:
1. ОДЗ:
Выражение, стоящее под знаком корня четной кратности, должно быть больше или равно нулю.
2. ОДЗ:
Выражение, стоящее в знаменателе дроби, не может быть равно нулю.
3. ОДЗ:
Выражение, стоящее под знаком логарифма, должно быть строго больше нуля; выражение, стоящее в основании логарифма должно быть строго больше нуля и отлично от единицы.
4. , ОДЗ:
5. Есть две функции, которые содержат "скрытую" дробь:
и
6. ОДЗ:
Степень корня - натуральное число, отличное от 1.
Таким образом, функции и имеют разную область определения.
Если выражение содержит одну или несколько функций, которые определены на ограниченном множестве значений аргумента, то для того, чтобы найти ОДЗ выражения, нужно учесть все ограничения, которые накладываются этими функциями.
Чтобы найти область допустимых значений выражения, нужно исследовать, присутствуют ли в выражении функции, которые я перечислила выше. И по мере обнаружения этих функций, записывать задаваемые ими ограничения, двигаясь "снаружи" "внутрь".
Поясню на примере:
Найти область определения функции:
Чтобы найти область определения функции, нужно найти область допустимых значений выражения, которое стоит в правой части уравнения функции
Я специально выбрала "страшную", на первый взгляд, функцию, чтобы показать вам, на какие простые операции разбивается процесс нахождения области допустимых значений.
"Просканируем" выражение, стоящее в правой части равенства:
1. Мы видим дробь:
Знаменатель дроби не равен нулю. Записываем:
2. Мы видим в знаменателе логарифм:
Выражение, стоящее под знаком логарифма должно быть строго больше нуля; выражение, стоящее в основании логарифма должно быть строго больше нуля и отлично от единицы.
Записываем:
3.Мы видим квадратный корень:
Выражение, стоящее под знаком корня четной кратности, должно быть больше или равно нулю.
Записываем:
Теперь запишем все ограничения в систему неравенств:
Решение этой системы неравенств посмотрите в ВИДЕУРОКЕ:
Скажите,а в выражении х+3/х+7=-3 надо домножать на х+7,а потом записать х+3=-3(х+7)?
да
СЛОЖНЫЕ УРАВНЕНИЯ СОЗДАНЫ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ДУРАЧИТЬ СЕБЯ И ОКРУЖАЮЩИХ)))
Благодарю за отличное разъяснение!
Здравствуйте! С математикой всегда дружила и очень любила . Прошли десятки лет, много что позабылось. На Вашем сайте нашла ответы на вопросы ребенка. Очень Вам благодарна! Сама буду заглядывать, и дочь на Ваш сайт за консультацией отравлю. Большое спасибо!!!
А я вот не могу понять как делать ОДЗ у=х+2(дробь) sinx
sinx не равно 0
Уважаемая, Инна! Помогите разобраться с решением логарифмического неравенства: log по основании х/(х-1)от 5 <= log по основании х/2 от 5. Мой ответ (1;2)U(2;3] не совпадает с ответом автора (2;3]. Видимо что, то с одз не могу понять. Спасибо
смотрите здесьhttp://pastenow.ru/AU4W
http://pastenow.ru/AU4Y
и здесь:
Я не понимаю, почему основание логарифма неотрицательно: я же могу возвести -3 во 2-ую степень и получу 9. Также не понимаю, почему основание логарифма не может быть равно 1-му. В этом случае основание будет равно логарифмируемому числу, разве нет?
Заранее спасибо.
Логарифм появился как действие, обратное возведению в степень. Если в уравнении мы ищем х — то есть показатель степени, в которую нужно возвести чтобы получить , то появляется логарифм: . В исходном уравнении в общем случае