Сайт репетитора по математике Фельдман Инны Владимировны. Профессиональные услуги репетитора по математике в Москве. Подготовка к ГИА и ЕГЭ, помощь отстающим.

Задание 20 (С5) из реального ЕГЭ 4.06.2015

Найдите все значения параметра a, при каждом из которых система

delim{lbrace}{matrix{2}{1}{{x^2-8x+y^2+4y+15=4{delim{|}{2x-y-10}{|}}} {x+2y=a} }}{ }

имеет более двух решений.

Решение.

Заметим, что первое уравнение системы не содержит параметр.  Построим график этого уравнения:

x^2-8x+y^2+4y+15=4{delim{|}{2x-y-10}{|}}

Раскроем модуль, для этого приравняем подмодульное выражение к нулю: 2x-y-10=0. Так как в левой части стоит выражение с двумя переменными, мы не можем найти значение каждой переменной, но можем выразить одну переменную через другую.

y=2x-10.

Если y>=2x-10, то подмодульное выражение 2x-y-10<=0, и мы раскрываем модуль с противоположным знаком.

Если y=<2x-10, то подмодульное выражение 2x-y-10>=0, и мы раскрываем модуль с тем же знаком.

Получаем:

delim{lbrace}{matrix{2}{1}{{x^2-8x+y^2+4y+15=4({2x-y-10})} {y<=2x-10} }}{ } (1)

delim{lbrace}{matrix{2}{1}{{x^2-8x+y^2+4y+15=-4({2x-y-10})} {y>=2x-10} }}{ } (2)

Первое уравнение в каждой системе похоже на уравнение окружности. Получим уравнение окружности в явном виде.

Для первой системы:

x^2-8x+y^2+4y+15=4({2x-y-10})

x^2-8x+y^2+4y+15-8x+4y+40=0

(x^2-16x+64)-64+(y^2+8y+16)-16+40=0

(x-8)^2+(y+4)^2=25

Вернемся к системе (1).

delim{lbrace}{matrix{2}{1}{{(x-8)^2+(y+4)^2=25} {y<=2x-10} }}{ }

- это часть окружности с центром в точке (8;-5), R=5, расположенная ниже прямой y=2x-10:

Аналогично выделяем полный квадрат в первом уравнении второй системы: x^2-8x+y^2+4y+15=-4({2x-y-10})

x^2-8x+y^2+4y+15+8x-4y-40=0

x^2+y^2=25

Вернемся к системе (2).

delim{lbrace}{matrix{2}{1}{{x^2+y^2=25} {y>=2x-10} }}{ }

- это часть окружности с центром в точке (0;0), R=5, расположенная выше прямой y=2x-10:

Итак, мы построили график первого уравнения исходной системы.

Преобразуем второе уравнение:

x+2y=a

y=-{1/2}x+a/2

При варьировании параметра a мы получим семейство прямых, параллельных прямой y={-{1/2}}{x}. Нужно определить, при каких значениях a эти прямые имеют более двух точек пересечения с графиком первого уравнения.

Заметим, что уравнение прямой O_1{O_2}, соединяющей центры окружностей  O_1(8;-4) и O_2(0;0)  имеет вид y={-{1/2}}{x}. Так как окружности имеют равные радиусы, то их общая касательная параллельна прямой, проходящей через центры окружностей.  Таким образом, прямые вида y=-{1/2}x+a/2  и общие касательные к окружностям параллельны прямой y=-{1/2}x.

Двигая мысленно прямую y=-{1/2}x (варьируя значения параметра) вдоль оси OY, мы получим области, внутри которых прямые y=-{1/2}x+a/2  имеют более двух точек пересечения с графиком первого уравнения исходной системы. Касательные к окружностям обозначены пунктирными линиями, так как они имеют 2 точки пересечения с графиком уравнения:

 

Осталось найти уравнения прямых, ограничивающих эти области.

Прямая вида y=-{1/2}x+a/2  проходит через точку (3;-4) если выполняется равенство:

-4=-{1/2}*3+a/2, отсюда a=-5

Аналогично, прямая вида y=-{1/2}x+a/2  проходит через точку (5;0), если a=5.

Найдем уравнения касательных. Прямая является касательной к окружности, если имеет с ней одну общую точку. Найдем уравнения касательных вида y=-{1/2}x+a/2 (или x+2y=a) к окружности x^2+y^2=25.

Мы ищем, при каком значении a система

delim{lbrace}{matrix{2}{1}{{x^2+y^2=25} {x+2y=a} }}{ }

имеет единственное решение. Это произойдет в том случае, если уравнение

(a-2y)^2+y^2=25 будет иметь единственное решение.

a^2-4ay+4y^2+y^2-25=0

5y^2-4ay+a^2-25=0

Квадратное уравнение имеет единственное решение, если D=0

D/4=(2a)^2-5(a^2-25)=0

-a^2+125=0

a={pm}5sqrt{5}

Итак, мы получили ограничения на параметр a:

Ответ: (-{5sqrt{5}};-5]union[5;{5sqrt{5}})

И.В. Фельдман, репетитор по математике.

Задание 20 (С5) из реального ЕГЭ 4.06.2015

Отзывов (8)

  1. Андрей

    А что будет по критериям на ЕГЭ, если перепутать местами значения а в ответе, как здесь?

    • Инна

      Упс! На ЕГЭ это не стоит делать. Не думаю, что сильно снизят — очевидно, что это опечатка. На рисунке все правильно.
      Спасибо, исправила.

  2. Татьяна

    Уважаемая Ирина Владимировна! Спасибо Вам за Ваш труд. Чтобы понять решение подобной задачи и выявить сложности, которые возникают у ученика при её решении, сначала прорешала сама, сделав замену u=x-4; v=y+2 (решение практически точь в точь как Ваше, только чертёж симметричный относительно О(0;0)) — не в этом суть. Только на оформление решения я потратила 35 минут, не считая времени на предварительные наброски.

    Как Вы считаете, может ли добросовестный ученик выполнить такое решение как Ваше за 30 минут (расчетное время на такое задание с сайта Дмитрия Гущина reshu-ege)?

    • Инна

      Это должен быть не просто добросовестный ученик, а ученик, у которого есть огромный опыт решения подобных задач. Есть дети, которые решают лучше и быстрее, чем учителя)

      • Татьяна

        Уважаемая Инна Владимировна, ОГРОМНЫЙ опыт решения таких задач в силу профессии есть у Вас. У меня есть опыт (конечно, поменьше- в силу специфики моей работы в колледже: тут параметры не востребованы). У выпускника есть 3 года (9, 10, 11 класс)+куча других предметов+какая-то личная жизнь ))) Просто думаю, что данная задача слишком перегружена для ЕГЭ, либо составителям нужно из профильного вообще убирать «базу», дать больше времени на профиль, и не издеваться над выпускниками )))

        • Инна

          Татьяна, все-таки я с вами не соглашусь. Идея унифицированного ЕГЭ состоит в том, чтобы его результаты использовать для поступления в ВУЗ. Вторая часть приближена по уровню к экзаменам в профильный ВУЗ. Если ребенок не собирается поступать в математический ВУЗ, ему не обязательно мучиться с С5.

  3. AleX_L

    Прорешал примерно как у вас, но после чертежа неправильные точки указал, т.е. не Точный рисунок… поэтому ответ получился другой: (-11; -4] U [4; 11) (люблю симметрию) За такое снимают баллы?

    • Инна

      Чертеж только помогает найти решения. Строго говоря, координаты точек надо вычислять. За неправильный ответ, разумеется, снижают баллы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *