Сайт репетитора по математике Фельдман Инны Владимировны. Профессиональные услуги репетитора по математике в Москве. Подготовка к ГИА и ЕГЭ, помощь отстающим.

Решение уравнений с модулем

Решение уравнений и неравенств с модулем часто вызывает затруднения. Однако, если хорошо понимать, что такое модуль числа,  и как правильно раскрывать выражения, содержащие знак модуля, то наличие в уравнении выражения, стоящего под знаком модуля, перестает быть препятствием для его решения.

Немного теории. Каждое число имеет две характеристики: абсолютное значение числа, и его знак.

Например, число +5, или просто 5 имеет знак "+" и абсолютное значение 5.

Число -5  имеет знак "-" и абсолютное значение 5.

Абсолютные значения чисел 5 и -5 равны 5.

Абсолютное значение числа х называется модулем числа и обозначается |x|.

Как мы видим, модуль числа равен самому числу, если это число больше или равно нуля, и этому числу с противоположным знаком, если это число отрицательно.

Это же касается любых выражений, которые стоят под знаком модуля.

Правило раскрытия модуля выглядит так:

|f(x)|= f(x),   если f(x) ≥ 0, и

|f(x)|= - f(x), если f(x) < 0

Например |x-3|=x-3,  если x-3≥0 и |x-3|=-(x-3)=3-x, если x-3<0.

Чтобы решить уравнение , содержащее выражение, стоящее под знаком модуля, нужно сначала раскрыть модуль по правилу раскрытия модуля.

Тогда наше уравнение или неравенство преобразуется в два  различных уравнения, существующих на двух различных числовых промежутках.

Одно уравнение  существует на числовом  промежутке, на котором выражение, стоящее под знаком модуля неотрицательно.

А второе уравнение существует на промежутке, на котором выражение, стоящее под знаком модуля отрицательно.

Рассмотрим простой пример.

Решим уравнение:

|x-3|=-x2+4x-3

1.  Раскроем модуль.

|x-3|=x-3, если x-3≥0, т.е. если х≥3

|x-3|=-(x-3)=3-x, если  x-3<0, т.е. если х<3

2. Мы получили два числовых промежутка:  х≥3 и х<3.

Рассмотрим, в какие уравнения преобразуется исходное уравнение на каждом промежутке:

А) При  х≥3 |x-3|=x-3, и наше уранение имеет вид:

x-3=-x2+4x-3

Внимание! Это уравнение существует только на промежутке х≥3!

Раскроем скобки, приведем подобные члены:

x2 -3х=0

и решим это уравнение.

Это уравнение имеет корни:

х1=0, х2=3

Внимание! поскольку  уравнение x-3=-x2+4x-3 существует только на промежутке х≥3, нас интересуют только те корни, которые принадлежат этому промежутку. Этому условию удовлетворяет только х2=3.

Б) При x<0 |x-3|=-(x-3) = 3-x, и наше уравнение приобретает вид:

3-x=-x2+4x-3

Внимание! Это уравнение существует только на промежутке х<3!

Раскроем скобки, приведем подобные члены. Получим уравнение:

x2-5х+6=0

х1=2, х2=3

Внимание! поскольку  уравнение 3-х=-x2+4x-3 существует только на промежутке x<3, нас интересуют только те корни, которые принадлежат этому промежутку. Этому условию удовлетворяет только х1=2.

Итак: из первого промежутка мы берем только корень х=3, из второго - корень  х=2.

Ответ:  х=3, х=2

 

Решение уравнений с модулем

Отзывов (179)

  1. Анастасия

    Помоги плз пожалуйста с решением x в квадрате плюс один равно нулю решить в комплексном решении, и cos x < 0

  2. Соня

    Подскажите как решить?
    |х|=|у| и -1≤ х ≤ 1

    • Инна

      А что нужно сделать?

  3. Кристина

    Помогите пожалуйста решить уравнение 10:|х|- 5,08 = -0,08

    • Инна

      10:|х|=5,08-0,08
      10:|х|=5
      |x|=2
      x=2 или х=-2

  4. Кристина

    Помогите пожалуйста решить уравнение 10:|х|-5,08=-0,08

  5. Наталья

    Инна Владимировна, здравствуйте! Объясните, пожалуйста,задание по ГИА. Постройте график функции y=x^2-3|x|+2. Какое наибольшее число общих точек график данной функции может иметь с прямой, параллельной оси абсцисс?

    • Инна

      1. Чертим график. Раскрываем модуль:
      а) рассматриваем промежуток х>=0 На этом промежутке строим y=x^2-3x+2
      б) рассматриваем промежуток х<0 На этом промежутке строим y=x^2+3x+2
      Затем двигаем горизонтальную прямую у=а вдоль полученного графика, и смотрим, какое наибольшее число точек пересечения с графиком она может иметь

      • Наталья

        Большое спасибо! Вызывало затруднение нахождение точек пересечения.

        • Инна

          Их не надо было находить. Вопрос: Какое наибольшее число общих точек график данной функции может иметь с прямой, параллельной оси абсцисс?
          Нужно в ответе указать число точек

  6. Никита

    решите x1=2t+0,2t2
    x2=80-4t
    а)найти t=5c S-?
    b)найти x2=0 x1=?

    • Инна

      А полностью задание?

  7. Влад

    |0,5x+4|=|0,2x-3|
    Решите пожалуйста

    • Инна

      Это уравнение равносильно совокупности двух уравнений:
      0,5x+4=0,2x-3 или 0,5x+4=-(0,2x-3)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *